Джерри - параноик, я и прочие мудаки

Previous Entry Share Next Entry
А помните ли вы Gabriel Knight?
arlekiness


Наверное, признаком старости является то, что порой видишь какую-то вещь, про которую думаешь «ведь это было так недавно», а потом вспоминаешь, что на самом-то деле этому уже лет 5-10. Плавно переходя к теме, особенно это касается игр, которые нами все еще воспринимаются как современные благодаря тому, что в последние годы интенсивный прогресс уступил место экстенсивному, и, например, разница между GTA4 и GTA5 не выглядит такой же огромной, как разница между GTA4 и GTA: San Andreas.

На этом периодически играют многочисленные издания, которые под видом ностальгии и ретро «продают» статьи про игры, которые до сих пор переигрывают и иногда даже открывают для себя без кровоточивости глаз. Одним словом, традиционная колонка «Винтаж» в игровых изданиях будет скоро вызывать у геймеров с некоторым стажем лишь недоумение. Но на этот пост меня сподвигла статья, с ностальгией вспоминающая о Wolfenstein New Order, которая уж точно выглядит как современная игра, играется как современная игра, покупается в Стиме почти как современная игра (особенно сейчас, когда ее вместе с аддоном отдают всего за косарь), а продолжение ее будет выглядеть почти так же (это к слову о замедлении прогресса, а с гребаным кризисом и нежеланием Беседки свои игры оптимизировать слово «почти» можно и зачеркнуть).

Все-таки ретро – это не срок прошедший с момента выхода игры, а что-то кардинально отличающееся от того, что мы видим сейчас. Итак, помните ли вы Gabriel Knight – один из лучших квестов золотой эпохи жанра, чьи ровесники сегодня уже воспитывают своих детей?

Первая игра серии вышла в 1993 году под эгидой писательницы, достаточно известной у себя на родине, парохода и просто замечательной женщины – Джейн Дженсен. Кстати, раз уж периодически имя Аниты Саркисян всплывает на поверхность, как…эээээ...короче, всплывает с заявлениями о том, как тяжела женская доля в игровой индустрии, то вот вам пример – если есть огромный рот и нет таланта, то получается Анита Саркисян, а если талант все-таки есть и есть желание работать, то получается Джейн – фигура, которую фанаты боготворят.



Sins of the Father (это подзаголовок первой части) повествует о не очень удачливом писателе и владельце книжного магазина, торгующего старыми книгами, Габриэле Найте (так что никаких архангелов и никаких рыцарей, по крайней мере, в первой части), мечтающего написать какой-нибудь хит, чтобы душа прям свернулась, а потом развернулась, и деньги посыпались на него рекой. Звезды сходятся в нужном месте, действие происходит в Новом Орлеане (где до сих пор сильны традиции Вуду), а тут еще в городе происходит череда убийств, прямо указывающих на свой ритуальный характер. Естественно, такой случай главный герой упустить не может, окунаясь в собственное расследование, бессовестно пользуясь положением своего друга – детектива Мозли.

SotF в двух словах можно охарактеризовать как классический двухмерный point&click квест из той когорты, которую мы все помним и любим, и к которым можно отнести и классические квесты Sierra вроде *** Quest или Leisure Suit Larry, так и классические квесты LucasArts, вроде Full Throttle и массу других, которые вы или помните или читали.

Детальная прорисовка (несмотря на мизерное разрешение), аккуратно прописанные персонажи, милый - без грубостей, сисек и писек – юмор, тщательно подобранные актеры озвучки, история, которую восстанавливаешь полностью по ходу игры, но при этом остающаяся интересной и интригующей (а не как в Still Life, от которой хочется зевать уже на втором часу), ну и нарратор, издевающийся над Габриэлем голосом едкой женщины (впрочем, без пререканий, тут вам не Bard’s Tale) – хит готов.

Главное, конечно, это персонажи и их сюжетные линии. Причем не столько Габриэль, сколько второстепенные персонажи. Это не плоские болванки с элайнментом, а живые люди с собственными мотивами и недостатками. Рассудительная Грейс Накамура, готовая податься хоть куда, лишь бы подальше от маман и папеньки, страстно желающих устроить личную жизнь дочки, упрямо отвергающая хамоватые ухаживания ГГ, но при этом явно о нем беспокоящаяся. Детектив Мозли (его, кстати озвучивает Хэмилл – это ли не повод прикоснуться к классике), производящий впечатление ленивого и неуклюжего увальня, который готов сунуть голову в болото ради Габриэля. Мария Гедде и доктор Джон, от которых с первой встречи исходит флер таинственности и опасности (озвучка - это очень-очень важно – я играл в оригиналы, поэтому не знаю существует ли русская озвучка и что там навертели). Даже вудуен и суеверная старушка при всей своей комичности (первая – явное дитя цветов) вызывают сопереживание, потому что разговаривают, как живые люди, а не как вставки для хиханек-хаханек.

В целом, сюжет и персонажи главное достоинство, как игры, так и всей части в целом. В всем остальном – GK – это достаточно обычный квест, который, впрочем, нельзя упрекнуть в том, что квестовая часть в нем сделана плохо. P&С –сложно назвать элитарным жанром – обычно весь геймплей – это собирание предметов в одних местах и применение в других. Загадки, которые можно назвать запоминающимися, в этом жанре встречаются встречаются нечасто (ну такие например, как загадка с громкой музыкой на площади во второй Deponia или шифром в Broken Sword). Впрочем, и здесь SotF сумела отличиться. Во-первых, здесь нет пошлых загадок вроде пятнашек, или выстрой все в нужном положении, когда один переключатель влияет на два других, которыми стали просто-таки злоупотреблять квестоделы впоследствии (я был в шоке, когда обласканный критиками Scratches предложил мне поиграть в пятнашки – ну, твою мать, ну серьезно?) Во-вторых, есть и интересные вещи, вроде загадки с мимом или надписи на стене гробницы Марии Лаво (которая, правда, то ли идет в не том хронологическом порядке, то ли я идиот, но мне кажется, что трекер надо давать раньше, кто знает, тот поймет), для решения которой необходимо не просто тыкать на все подряд, а слушать, что вам говорят.

Скорее всего, SotF будет непривычна современным игрокам (даже в современные квесты), потому что темп повествования разгоняется очень неторопливо, зато под конец действие начинает разворачиваться с ужасающей скоростью.

Осталось только добавить, что в 2014 году вышел весьма достойный ремастер 20th Anniversary – полностью перерисованный. Лично мне больше по душе старая пиксельная версия, которую можно взять на ГоГе (вообще старые игры там покупать одно удовольствие – стоят они как пачка сигарет и работают на современных системах – они даже Wet: The Sexy Empire умудрились сделать работоспособной на современных системах, которая практически не работает дальше Win98 «as is») ,ну или через DosBox (оно и с ГоГа работает через него, но там он интегрирован), в ремастере уж слишком стиль рисовки (то есть это не как с недавним Full Throttle – то же самое, только четче). Решать вам.

SotF оказалась настолько успешной, что Сьерра не просто выделила деньги на вторую часть, а выделила очень много денег. И в 1995 году свет увидела вторая часть The Beast Within.



GK интересна не только тем, что это нестареющая классика, но еще и тем, что каждая часть отражает технологическую эволюцию квестов. TBW выполнена в технологии FMV (full motion video) – грубо говоря это видеоквест. Если быть точным – это один из немногих успешных FMV-квестов. Впоследствии те же технологии были применены в Фантасмагории – пожалуй, самом противоречивым квестом, как в истории Сьерры, так и квестов вообще, за авторством другой ключевой фигуры индустрии Роберты Уильямс (от ее послужного списка лезут на лоб глаза, Анита, найди себе работу уже).

Во второй части действие происходит в Германии в 1994 году, куда Габриэль переехал, чтобы писать следующий роман, после успешного «Voodoo Murders». Начало застает главного героя в родовом замке, оставленном ему в наследство дядюшкой-шатенъегером (я не буду вдаваться в подробности, чтобы не спойлерить вообще все, скажу лишь, что такое бывает только в фильмах и играх), когда местные жители просят Найта расследовать убийство девочки волком, который, по словам родителей девочки и не волк вовсе, а вервольф.

FMV-технология накладывает на жанр свои ограничения и трудности. Мало иметь хорошего сценариста, нужно подобрать актеров так, чтобы они играли убедительно и, пожалуй, с этим разработчики справились отлично.

Несмотря на то, что Габриэля играет совершенно другой актер, играет он, как ни странно, достаточно убедительно (жаль, что эта роль стала вершиной актерской карьеры Дина Эриксона). Я видел мнение, что многим фанатам он не понравился, впрочем, я это мнение не разделяю.

Остальные актеры так же не отстают. Что вон Гловер, что Герда, что Уберграу, даже те, кому за всю игру выпало пару строчек диалогов (Прайс получился великолепным и интригующим персонажем, и, откровенно говоря, я не понимаю, почему он так поверхностно вписан в историю). И несмотря на то, что FMV-квесты не очень располагают к комичности, даже здесь удалось создать забавных, хотя и не выбивающихся за рамки реалистичности персонажей, вроде швейцара в охотничьей ложе, администратора в замке Людвига или криминалкоммиссара Лебера – грубоватого, удерживаемого рамками полицейских протоколов и немецкой педантичности, но весьма располагающего персонажа.

Пожалуй, несколько выбивается Грейс Накамура, которая уж слишком, на мой взгляд импульсивна, и не прочь устроить кошачьи бои с любой женщиной, которая встречается ей на пути (понятно почему, но немного наиграно). Впрочем, отказать этому персонажу в своеобразной очаровательности трудно.

В целом, TBW – это все тот же P&C без пошлых загадок, но некоторые придирке к механике все же есть. Во-первых, очень сильно чувствуется неразрешенная проблема с «языковым барьером». Она ощущалась еще в первой части, когда Габриэль, имея целую полку словарей, упорно не желал переводить письмо с немецкого. Короче, языка герои не знают и важные вещи могут перевести только когда звезды сойдутся. Во-вторых, ощущение времени. В течение одного дня Грейс звонит в Англию сыну автора нужного ей труда и получает по почте этот труд. Ах, если бы почта России работала так же. А письмам достаточно суток, чтобы достичь места назначения (и пусть населенные пункты рядом, но я сомневаюсь, что так бывает даже в Германии).

Не обошлось и без некоторой нелогичности. Например, загадка с лилией вызывает некоторое недоумение и я обошелся без солюшена только благодаря квестовой привычке периодически применять все на всем, если зашел в тупик. С другой стороны есть и отличные образцы вроде склеивания кассеты.

В сухом остатке игра в очередной раз удалась, даже несмотря на то, что была урезана на треть от первоначальных планов (в игре шесть глав – планировалось девять, но бюджет непомерно раздулся – FMV такое FMV). Жаль, что ремастера ждать не приходится (какой нахрен ремастер, когда игра представляет из себя практически фильм). Справедливости ради, игра смотрится прилично даже сейчас, несмотря на низкое разрешение. ГоГ вам в помощь (про торренты тактично умолчим), но, тем не менее, сохраняйтесь почаще, потому что персонажи ну очень любят «застревать».

В 1999 году, спустя четыре года после второй части, на прилавки ложится третья и последняя игра серии Blood of the Sacred, Blood of the Damned (BSBD для краткости), я вляющаяся очередной вехой в технологиях квестостроительства. Выполнена эта часть в 3D, видимо как ответ на требования времени, в котором люди, получившие доступ к 3D-ускорителям, взалкали уродливых 3D-моделек вместо дущевного 2D.



BSBD хорошо показывает, как требования рынка отразились на жанре квестов (ведь 3D – одна из причин падения интереса к вестам). На смену детализированным иллюстрациям (SotF, несмотря на смешное разрешение не могла пожаловаться на недостаток деталей в картинке) и видео пришли квадратные локации в полтора полигона с мутными текстурами и такие же модели персонажей.

И эти самые мутные текстуры порой превращались в настоящий кошмар, когда приходило время пиксель-хантинга. Например, поиск следов крови на земле превращался в сущий ад – я, к примеру, так и не сумел самостоятельно обнаружить труп Вилкса, потому что следы, ведущие к нему просто сливались с окружением.

Плюс 3D позволяло облет локаций камерой. Фишечка в том, что у камеры включены коллизии с окружающим миром (но не с персонажами), что не вызывало у меня ничего, кроме потоков мата при оперировании, например, в локации под названием «Трон Дьявола».

Но эти недостатки меркнут по сравнению с самой игрой. Как обычно, отличные персонажи, как обычно, озвученные с душой и знанием своего дела. Вопросы вызывает только озвучка самого Габриэля. Несмотря на то, что озвучивает его здесь, как и в первой части Тим Карри (для геймеров – это актер, который играет Генсека в Red Alert 3), но вместо хамоватого и обаятельного парня из SotF получилась какая-то, извините ТП, манерно растягивающая слова к месту и не к месту (ближайший аналог, который я могу вспомнить – это менеджер из Саус-парка, которому Стэн хочет вернуть маргаритницу), которой не хватает только инстаграмма с Пю-фотками, очков на пол-морды и дикого количества автозагара. Косяк ли это Карри или требований команды разработчиков я не знаю, но главный герой откровенно бесит.

Но, серьезно, игре можно простить все за «Le Serpent Rouge» - манускрипт, следуя которому Грейс будет искать Святой Грааль. Выглядит это как нанесение на карту меток, в соответствии с памфлетами из манускрипта и это реально затягивает, несмотря на то, что нас ведут практически за ручку.

Сюжет, хоть и не блещет оригинальностью составных частей – намешано здесь все – тамплиеры, масоны, Грааль, Древний Египет, Иисус, разведка нескольких стран, предсказанное дитя – и попахивает дэнбрауновщиной (хотя я не могу сказать, что это определение носит отрицательный характер – Браун очень хорош и книги его при некоторой поверхностности крепко берут за жабры динамичностью) – представляет термоядерный коктейль – менее динамичный, но более интеллигентный, чем у вышеупомянутого, и не менее увлекательный.

Плюс здесь более выражена романтическая линия, которой положила начало вторая часть, хоть и заканчивается она клиффхангером, к вящему неудовольствию фанатов (it’s not fair). Следить за отношениями Грейс и Габриэля, а также за ее перепалками с мадемуазель Бутэн не менее интересно, чем за поисками Грааля и поиском вампиров-похитителей детей. Да и вообще Грейс – один из лучших женских персонажей в истории видеоигр, чья привлекательность заключается не только в люляках пятого размера.

Если не считать недавно вышедшей короткой новеллы Дженсен о Габриэле, которая рассказывает об очередном расследовании потусторонней мути, действие которой происходит спустя полгода после BSBD уже без Грейс, на этом история одного из самых запоминающихся персонажей компьютерных игр, каковым окрестил Найта Computer Gaming World заканчивается.

Фанаты ждут и надеются, а о GK4 ни слуху ни духу, несмотря на хорошие продажи ремастера. Может когда-нибудь нам все-таки вернут замечательного персонажа и его не менее замечательную напарницу (даже Дрейк перестал трахать мозги несчастной Елене и история подобралась к логическому финалу). А пока остается только популяризировать серию и агитировать людей нести свои кровные полякам в магазин, чтобы доказать, что и у серий 25-летней давности могут появляться новые фанаты.

Этот пост не несет в себе желания сыграть на ностальгии взрослых дядь и теть, которые ждут, потому что они и помнят и купили и т.д. Он скорее для нового поколения, которые или не слышали или просто никогда не обращали внимания на квесты. Хочется надеяться, что кого-то эта стена текста сподвигнет познакомиться с настоящей классикой, о которой они не слышали за давностью лет.
Tags:

Recent Posts from This Journal

  • Война слоупоков и микротранзакций

    Нынешняя шумиха вокруг выхода Middle-earth: Shadow of War и будущего Battlefront 2 напоминает настоящий адский котел. Игроки так взбудоражены…

  • In my restless dreams I see that town, Silent Hill

    Сегодня ставка на нетипичный сюжет, драму, символизм и психологию в «больших» видеоиграх – это стопроцентная могила, даже если игра будет прессой…

  • Welcome to Silent Hill

    Самое лучшее средство от скорби по потерянной четыре года назад жене – это отправится в небольшой курортный городок по совету семилетнего ребенка,…


  • 1
Как всегда хорошая и обстоятельная заметка.
А Ваша основная площадка на Пикабу или в другом месте?

Да нет основной площадки) Куда удобно, туда и пишу

А где больше просмотров? Я просто тоже балуюсь статьями, и хотелось бы, чтобы их читали.

И второй вопрос из ЖЖ можно сделать кросспост на Пикабу в пару кликов? Или наоборот из Пикабу в ЖЖ?

На Пикабу больше. Кросспост - нет. Я оставляю в конце ссылку на блог

Великолепный обзор! На 99% мои мысли. Перепощу для истории.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account